Этапы планировки участка за городом Шаг 5 выявляем основные видовые точкиВ предыдущем материале мы рассказали, как связать функциональные зоны на участке удобными садовыми дорожками. Какие же пейзажные картины будут с них открываться – еще предстоит обдумать. Садовые дорожки, которые мы нанесли на план участка на 4 этапе проектирования, – это не только отдельный декоративный элемент дачной территории и хороший способ перемещения по участку без луж и грязи, но и целый ряд обозревательных пунктов, с которых можно любоваться окрестными красотами. На профессиональном языке дизайнеров видовые, или смотровые, точки – это выгодные положения в пространстве, из которых садовый участок предстает в наиболее привлекательном виде. Какие бывают видовые точкиВ идеале они наносятся на план на этапе создания проекта, после трассировки. Конечно, картина, которую вы видите из видовой точки, может быть и естественной, природной. Но чаще всего пейзаж для обзора приходится создавать. И делать это нужно с учетом расположения видовых позиций. По "функционалу" они бывают динамическими (например, садовые дорожки) или статическими – скамейка, с которой виден эффектный цветник, уютная беседка; окно дома, откуда можно созерцать альпийскую горку, в то время как грядки скрыты с обратной его стороны. Основные видовые точки:
От правильного расположения видовых точек зависит общее впечатление, которое произведет дизайн вашего участка на гостей. Как правильно выявлять видовые точкиСо статическими видовыми точками в основном все понятно. Они, как правило, уже заранее заданы, неизменны, и их нужно просто отметить на схеме. Небольшой нюанс касается только видовых точек дома. Многие начинающие "сам себе" дизайнеры обозначают главную видовую точку на подоконнике окна. Но это неправильный подход, ведь садом необязательно любуются, подойдя вплотную к окну. Часто в сад смотрят, сидя в удобном кресле, на диване или за столом в гостиной. Эти точки – кресло, стул, диван – и следует обозначить на плане как видовые. Пейзаж, наблюдаемый с этих ракурсов сквозь окно, должен быть приятным, вызывать эстетическое удовольствие. Труднее всего определить динамические видовые точки, расположенные по пути садовых дорожек, поскольку в процессе ходьбы картинки, которые вы видите, постоянно сменяют друг друга. Двигаясь, вы переводите взгляд на новые объекты, и вам открываются новые виды. Место смены и принимают за видовую точку, которую следует обозначить на плане. Когда вы, меняя направление, пройдете по дорожкам в обе стороны, вы обнаружите, что видовых точек может оказаться много, но это не должно пугать новоиспеченного дизайнера. Такова нормальная практика. В ходе движения картина перед глазами будет меняться совсем незначительно, т.е. вы станете фиксировать лишь дополнительные акценты. Дублировать такие точки на плане не имеет смысла. Просто благодаря свойствам восприятия по мере приближения к садовым объектам вы будете видеть их более детально. И эти "мелкие детали", заметные только с небольшого расстояния, тоже следует проработать при проектировании ландшафта. Что такое пейзажная картинаОчень важно, какая картина открывается взгляду человека, входящего на участок через калитку (основную видовую точку). Часть ландшафта, вызывающая в процессе восприятия положительные эмоции и настроение, получила название пейзажной картины. Недаром въездную зону еще называют парадной. Эту часть территории вам предстоит обыграть очень тщательно, ведь с любовью созданный миксбордер на ухоженном газоне произведет на посетителей вашей загородной "усадьбы" первое впечатление. И насколько ярким оно будет, зависит только от вас. Пейзажная картина (в отличие от музейного полотна) объемная, у нее есть акцент (центр композиции). Эта точка притягивает взгляд в первую очередь. Она может быть одиночной (самый крупный валун рокария, солитер, центральное дерево миксбордера) или состоять из нескольких элементов (пергола, увитая плетистой розой). Ограничивающей пейзаж "рамой" могут выступать растения, окна и двери дома, ограждение террасы. Акцентом пейзажной композиции необязательно должно быть высокое или массивное дерево, иногда взгляд замечает более мелкую или низкую, но выразительную акцентную деталь – кустарник с яркой листвой или разноцветными ягодами, живописный фасад дома, искусно сделанный сухой ручей, изящную беседку, образованную вьющимися растениями. Взаимодействие видовых точек и пейзажных картинПосле того как выявлены и нанесены на схему все видовые точки (направление взгляда на плане обозначают стрелками), начинают проектирование пейзажных картин, исходя из уже имеющихся обзорных пунктов. Пейзажная композиция с акцентом необязательно должна соответствовать каждому из них. Но если объект интересный, хорошо, если он будет виден сразу из нескольких точек наблюдения. Для создания удачной ландшафтной композиции нужно тщательно подбирать растения, чтобы взгляд останавливался не на глухом неприглядном заборе, а, к примеру, на пышных кронах деревьев, которые замаскируют его подобно живой изгороди. Также нужно учитывать, насколько далеко от глаз будет расположена группа растений. В зависимости от этого можно удачно комбинировать более высокие или, наоборот, низкорослые культуры. Правильно определить расстояние из каждого пункта обзора до центра пейзажной композиции поможет следующее соотношение: расстояние до воспринимаемого объекта должно в 2-3 раза превышать его высоту. Это значит, что при высоте ключевого объекта (композиции) 3-6 м оптимальное расстояние, с которого пейзажная картина будет восприниматься более полно и выгодно, составит от 6 до 18 м. Естественно, в каждом конкретном случае эти параметры могут разниться. Проектировщику очень важно знать не только законы перспективы и свойства восприятия, но и особенности разных растений (деревьев и кустарников) – их высоту, форму кроны, ветвистость, интересное строение листьев, окраску. При умелом использовании и сочетании всех факторов можно создать эффектные пейзажные картины. Разработка начальной концепции дизайна5 шагов, которые мы проделали вместе, носили подготовительный характер и вплотную подвели нас к моменту создания собственного ландшафтного проекта. Во всяком случае, общая картина проектируемого участка на этом этапе уже хорошо ясна, вы вполне представляете себе, какие зоны хотите на нем видеть, как в них должны быть расположены объекты и каким образом они будут взаимодействовать между собой. Далее будем заниматься подробной детализацией фрагментов, на которые нужно будет поделить всю территорию, чтобы внимательно проработать каждый конкретный уголок. Зачем, спросите вы, а как же функциональные зоны, на которые участок уже разделен? Фрагментирование, в отличие от зонирования, – это уже не "вотчина" ландшафтного архитектора, а сфера деятельности дизайнера, который занимается непосредственно декором каждого отдела сада, учитывая его общую концепцию. Если на предыдущих этапах мы только "конструировали" внешний вид будущего участка – отводили места под строения и посадки, задавали расположение и общий объем каждой зоны, обозначали места их разделения (слияния), связующие трассы, то далее займемся заполнением заданных объемов. Каждая группа растений будет описана "поштучно", каждая дорожка "обретет" свою реальную форму, ширину, протяженность и материал покрытия, цветы на клумбах будут подобраны в необходимом соответствии со сроками цветения и в желаемой цветовой гамме. |